Севастополь органик
Вторник, 01.07.2025, 06:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Севастополь - органик

Главная » 2013 » Июнь » 11 » РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОРГАНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г.СЕВАСТОПОЛЯ
14:24
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОРГАНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г.СЕВАСТОПОЛЯ

 АГРОТУРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

 Содержание стратегии:

 Агротуристическая органическая стратегияпредполагает объединение двух кардинально различных сфер: туризма и органического сельскохозяйственного производства. Последнее подразумевает минимизацию использования синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок, генетически модифицированных организмов.

На первом этапе в прилежащих к городу экологически благоприятных аграрных районах увеличивается число органических фермерских и приусадебных хозяйств за счёт создания новых и переориентации уже существующих, что будет подтверждено их органической сертификацией.

На втором этапе в данных органических хозяйствах также организуются мини-гостиницы, комнаты, хостелы, кемпинговые мобильные домики, туристические палатки или другие места для временного размещения туристов органического профиля с различным уровнем дохода. Опционно могут создаваться базовые спортивно-развлекательные комплексы на территории хозяйств. 

На третьем этапе в Севастополе создаётся общественная организация, которая вступает в международную сеть организаций World Wide Opportunities on Organic Farms (WWOOF-«Всемирные Возможности на Органических Фермах»)  http://www.wwoof.org, которые размещают туристов из различных стран мира на органических фермах-гостиницах.  Вступление севастопольской общественной организации в WWOOFобеспечит постоянный приток в Крым постояльцев – туристов, стремящихся вести «здоровый» образ жизни в гармонии с природой, из крупных городов различных стран мира.

Во время отдыха на органической ферме в прилежащих к Севастополю аграрных районах зарубежные и отечественные туристы будут находиться в «деревенской» атмосфере и потреблять органическую продукцию, но также иметь возможность сочетать его с «городским» отдыхом в Севастополе. Предполагается, что органические фермы-гостиницы организуют экскурсии по городу, вдоль побережья на катерах, пешие и конные лесные походы по заповедникам, историческим местам, археологическим памятникам и т.д. Возможный спортивно- развлекательный комплекс на территории фермы предполагает катание на лошадях, плавание с дельфинами в бассейне, зооуголк или минизоопарк, мобильную спортивную площадку, открытый кинотеатр и т.д. 

Кроме того, отдых для иностранных туристов в рамках программы WWOOFдолжен сочетаться с волантёрским трудом на органической ферме в обмен на бесплатное проживание и питание для непосредственного погружения туристов в сельскую жизнь в гармонии с экосистемой. Таким образом, формируется как предложение органических продуктов питания, так и комплексного туристического продукта на зарубежном, а также на внутреннем рынках.

При этом цели органической фермы-гостиницы - не максимально высокие объёмы производства и снижение издержек, а стабильное получение экологически чистой продукции (в том числе за счёт привлечения дополнительных трудовых ресурсов), оздоровление населения, а также сохранение окружающей среды и повышение плодородия почвы.

 История стратегии:

 Начало применению данной стратегии за рубежом было положено в 1972 г. с основанием Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements) http://www.ifoam.org, целью которой является распространение информации и внедрение органического сельского хозяйства во всех странах мира. С начала 1990-х мировые рынки, связанные с органическим сельским хозяйством, растут на 20% ежегодно.

Широкое распространение агротуристическая стратегия получила в Испании, Италии, Франции и Австрии, в то время как на Украине в настоящее время она не применяется, несмотря на наличие около 92-х органических сельских хозяйств, большая часть из которых – крупные сельхозпредприятия, ориентированные на внешние рынки.

Применению рассматриваемой стратегии за рубежом способствуют международные программы агротуризма, например, World Wide Opportunities on Organic Farms (WWOOF-«Всемирные Возможности на Органических Фермах») http://www.wwoof.org, позволяющие совместить туризм с работой в органическом сельском хозяйстве, когда сельскохозяйственный труд обменивается на жилье и питание. Сеть WWOOF, начало которой положено в 1971 г. в Англии, включает национальные организации в 99-ти странах мира (не включая Украину), которые организуют размещение туристов-добровольцев, в том числе иностранных, в органических фермах-гостиницах.

Направления реализации стратегии в Крыму:

Основными приоритетами развития Крыма являются туризм и сельскохозяйственное направление, что благоприятствует реализации агротуристической органической стратегии. На долю сельхозугодий приходится около 70% площади Крыма. Специализация органических ферм-гостиниц может совпадать с традиционной специализацией сельского хозяйства Крыма в зерново-животноводческом направлении, виноградарстве, садоводстве, овощеводстве или возделывании эфиромасличных культур (лаванды, розы, шалфея). Садоводство может быть представлено производством семечковых (яблок, груш) и косточковых (слив, черешен, вишен, персиков) культур.

 Расположение традиционных органических ферм-гостиниц возможно только в экологически благоприятных районах Фиолента, Балаклавы и прилежащих к городу аграрных районах.

Помимо традиционных, может быть организована ферма по разведению черноморских видов рыб (форели и черноморского лосося), а также мидий и рапанов в естественных условиях. Мальки будущих ценных видов рыбы должны расти вдали от традиционных путей прохода морского транспорта, что обеспечит экологическую чистоту продукции.

Их закупка может осуществляться в пресноводных рыбоводных заводах — Адлерском форелевом хозяйстве, Адлерском лососевом заводе, Абинском форелевом хозяйстве, после чего мальки будут отправляться на выращивание в морскую воду. Морская ферма может быть сооружена в нескольких километрах от берега Фиолента или Балаклавы, где можно расположить садки для выращивания мальков форели и лосося.

Результаты применения стратегии:

1. Развитие местных органических фермерских и приусадебных хозяйств, а также распространение знаний и опыта ведения органического сельскохозяйственного производства за пределы Крыма

2. Активный отдых, близость к природе, оздоровление, многообразное туристическое обслуживание населения, повышение его экологического самосознания, объединение сельского и городского отдыха

3. Создание дополнительных рабочих мест в аграрных районах, снижение их бедности, что способствует экономическому развитию Крыма

4. Организация производства экологически чистых продуктов питания для местного и национального рынков

5. Сохранение окружающей среды и повышение плодородия почвы

6. Выход на иностранные рынки с комплексным туристическим продуктом за счёт вступления в WWOOF

АДАПТАЦИОННАЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

 Содержание стратегии:

Данная органическая стратегия предполагает создание и поддержание оптимальной структуры органического предложения продуктов питания в г. Севастополе в зависимости от потребительских предпочтений и возможностей.

На первом этапе проводится маркетинговое исследование с целью выявления основных потребительских предпочтений населения города по отношению к продуктам питания, в том числе органическим. В результате формируются покупательские «профили» в зависимости от поведения потребителей на рынке продуктов питания. Например, для определённой части населения характерна длительная приверженность привычным брендам, в частности, советских времён, но концепция органического питания ей не знакома. Для других потребление органики сводится к статусному и/или гурманскому потреблению деликатесных продуктов питания, таких как чёрная икра, камчатский краб, чёрные трюфели и т.д. Определённый процент потребителей регулярно покупает базовый набор органических продуктов питания (или близких к ним «здоровых» альтернатив) в традиционных или специализированных торговых точках без учёта ценового и территориального фактора в стремлении к натуральному рациону питания. Население со средним и низким уровнем дохода и стремлением к органическому образу жизни ведёт приусадебные хозяйства с целью самостоятельного выращивания органической растительной и животной пищи или регулярно закупает органические продукты, выращенные в таких хозяйствах. Для деловых людей с недостатком времени, но желанием вести здоровый образ жизни пищевые предпочтения сводятся к простым, по возможности «здоровым» продуктам быстрого приготовления.

На следующих этапах реализуется адаптация предложения продуктов питания к выявленным «профилям» потребителей-органиков или потенциальных органиков, которые бы вели соответствующий образ жизни при определённых обстоятельствах.

Одним из вариантов адаптации может быть начало производства и реализации органических продуктов питания, аналогичных по качеству, вкусовым и визуальным характеристикам популярным продуктам советских времён до 1970-х гг. под соответствующими характерными для того времени «потерянными» торговыми марками (например, «Советское» шампанское, «Жигулёвское» пиво, «Докторская» и «Любительская» колбаса, пломбир "48 копеек", «Юбилейное» печенье и другие).  Данный этап стратегии направлен на активизацию пищевой ностальгии и положительных эмоций населения пожилого и среднего возраста к забытым «советским» брендам.

Такое «возрождение» давно исчезнувших с прилавков продуктов питания с их исходными характеристиками отчасти предполагает возвращение, по возможности, к технологиям прошлого. Такое преобразование продукта создаёт уникальную в глазах потребителя ценность не только за счёт его «натуральности», но и приобретаемых вместе с продуктом благоприятных эмоциональных ощущений при возвращении к прошлыми пищевыми привычками и предпочтениями, связанным с недоступными сегодня продуктами.

В настоящее время на постсоветском пространстве происходит возвращение пищевых предприятий, например Nestle, к потерянным советским брендам «Жигулёвское пиво», пломбир «48 копеек», «Советское» шампанское, но данные продукты не являются органическими и не аналогичны натуральным прототипам по своим характеристикам. Также существуют сети ресторанов (например, вареничная «Победа»), имитирующих атмосферу и меню ресторанов советских времён, но качество продуктов также значительно отличается от исходных оригиналов. Поэтому, несмотря на популярность используемых марок, эффективность данной стратегии сегодня незначительная. 

Также возможна адаптация к потребителям, которые стремятся вести здоровый образ жизни, но, в связи с нехваткой времени, отдают предпочтение быстрому обслуживанию и обычному меню Fast Food  ресторана, включающего гамбургеры, молочные коктейли и соки, картофель фри и другие простые продукты.  То есть, целевой сегмент в данном случае составляют крайне ограниченные во времени бизнес - клиенты, желающие следовать принципам натурального питания.

Впервые идея совмещения Fast Food’а и высшего качества была предложена одним из лучших в мире испанским поваром Ferran Adriá, который создал первый Fast Good ресторан в 2004 г. для международной сети гостиниц NH Hotels в деловом районе Мадрида (рис. 18), а позже в Чили. Он разработал достаточно ограниченное меню гамбургеров, сэндвичей, салатов и соков элитного качества, используя ингредиенты высшей кухни таким образом, что клиенты могут как быстро перекусить, так и пообедать, а цена продукта в среднем составляет €15.  К 2006 г. с увеличением числа таких ресторанов, предлагающих fast-food высшего качества, при одном из них был открыт магазин ингредиентов "Fast Go”, предназначенный для клиентов, которые предпочитают быстрое лёгкое в организации домашнее питание простыми но органическими продуктами.

В последствии сети ресторанов Fast Good с определёнными вариациями были открыты также в Америке (Delice), Австралии, Японии, Франции и Великобритании и т.д. в связи с растущей популярностью концепции Ferran Adriá.

Аналогичный FastGoodресторан можно открыть и в Севастополе как «здоровую» альтернативу McDonalds, PotatoHouseи другим FastFoodресторанам города.

Результаты применения стратегии:

 1. Подстройка под специфику потребительских предпочтений относительно органического питания и его популяризация

2. Улучшение качества питания населения и его оздоровление

3. Стимулирование развития органического стиля жизни 

ОБЩАЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

 Содержание стратегии:

 Стратегия предполагает создание органической альтернативы широкому спектру категорий основных продуктов питания (таких как фрукты, овощи, хлеб, мясо, масло, рыба, молоко, крупы и др.), доступной широким слоям населения.

Рассмотрим этапы обеспечения ценовой и физической доступности традиционных продуктов питания с органическими свойствами в рамках данной стратегии.

Этап 1. Наращивание местного органического сельскохозяйственного производства с характерной для Крыма специализацией. Например, выращивание винограда, кукурузы, пшеницы, яблок, груш, персиков, основных овощей, а также производство свинины, баранины, говядины, мяса птицы, морепродуктов и т.д.

Этап 2. Развитие органического промышленного производства продуктов питания из сырья с местных органических фермерских и приусадебных хозяйств, используя соответствующие пищевые технологии. Например, производство вина, молочных и мясных продуктов, круп, консервированных фруктов и овощей, хлебобулочных изделий и т.д. Помимо создания новых промышленных органических производств возможна модификация существующих посредством добавления к традиционному ассортименту новой органической продуктовой линии и её соответствующая сертификация.

Так для предприятия ЧП мясоперерабатывающий завод "Колбасы Камо" (г. Севастополь), производящего широкий спектр колбасных изделий: колбасы вареные, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые и сыровяленые, сосиски, сардели, ветчина, деликатесы, субпродукты [http://kamo.com.ua/] возможно добавление продуктовой линии органических колбас из местного экологически чистого сырья.

Этап 3. Организация эффективной системы реализации органической продукции.

При реализации органической продукции предполагается использование специальной органической маркировки продуктов питания, гарантирующей доверие к ним потребителя. Например, такой маркировкой может служить знак, принятый в странах ЕС с 1 июля 2010 года.

Наличие данного логотипа органического фермерства ЕС на отечественных продуктах обеспечит уверенность потребителя в органическом происхождении и качестве продуктов питания и напитков, их соответствию единому европейскому стандарту органического производства. Под  знаком, на этикетке должны будут указываться: код контролирующей инстанции и место выращивания сельскохозяйственного сырья из которого произведена данная продукция, название сертификационного органа.

Такая продукция может реализовываться через сеть специализированных органических магазинов, а также через традиционные розничные сети супермаркетов и небольших магазинов типа «у дома», занимая отдельные стенды. Фермерские продукты могут реализовываться через специализированные органические интернет-магазины, которые бы обеспечили их доставку от сельхозпроизводителя в дом или офис потребителя в городе.

Интернет-магазины органической продукции широко распространены за рубежом, но нетипичны для Украины. Один из примеров - Интернет-магазин органических и натуральных продуктов «Прованс» (г. Одесса) http://provence.od.ua. 

Этап 4. Вертикальная интеграция и контроль полного производственного цикла основного продукта промышленными предприятиями, производящими органические продукты питания

Снижение цены на «органику» может быть обеспечено за счёт вертикальной интеграции промышленных пищевых предприятий таким образом, чтобы они контролировали полный производственный цикл основных производимых продуктов и их сбыт. В результате достигается независимость от поставщиков, колебаний цен на органическое сырьё, а также от дистрибьюторов и розничных сетей, что существенно снизило бы себестоимость органической продукции.

Результаты применения стратегии:

1. Обеспечение физической и ценовой доступности органического ассортимента широкого спектра основных продуктов питания

2. Увеличение натуральности и качества питания населения города

3. Стимулирование развития местного сельскохозяйственного и промышленного производства органических продуктов питания

 


Просмотров: 1280 | Добавил: sevastlove | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Органическое меню
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0